ISSN 2077-3595

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Землепользование и земельные отношения"

Особенности сельскохозяйственного землепользования в удмуртской республике на современном этапе

ЖУЙКОВ ВАСИЛИЙ, СОФЬИНА ЕЛЕНА, ШИПУНОВА МАРИЯ

Экономическая ситуация 90-х годов ХХ века характеризовалась развалом хозяйствующих субъектов советской эпохи и сокращением площадей сельскохозяйственных земель. В результате активизировались процессы деградации земель. Сокращение затрат на внесение удобрений привело к повсеместному снижению плодородия почв. В настоящее время около половины земель сельскохозяйственного назначения находится в государственной и муниципальной собственности, другая половина принадлежит физическим и юридическим лицам. Важнейшей проблемой, препятствующей дальнейшему полноценному развитию отрасли растениеводства, является устаревшая материально-техническая база, износ технологического оборудования на всех этапах производства и отсутствие сформированной системы реализации произведенной продукции. Производство зерна имеет большое значение в экономике региона, но в связи с тем, что Удмуртия расположена в зоне рискованного земледелия, поэтому низкая урожайность зерновых культур и объемы производства зерна по годам остаются нестабильными [5].


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Вопросы развития финансовой сферы перерабатывающих предприятий молочной отрасли на различных стадиях экономического развития

ЧЕРНИКОВА СВЕТЛАНА

В современных условиях, развитие сферы АПК, в связи с тем, что данная отрасль, считается рискованной и дотационной, в большей степени нуждается в государственной поддержке. При этом, государственная поддержка перерабатывающих предприятий молочной отрасли практически не осуществляется, государственная поддержка реализуется с перевесом в сторону сельхозтоваропроизводителей, а перерабатывающие предприятия молочной промышленности, вынуждены в полной мере осуществлять свою производственно-финансовую деятельность без финансирования, то есть вынуждены искать инвестора самостоятельно, с учетом изменяющихся факторов внешней среды на различных стадиях экономического развития. Сложившаяся ситуация, бесспорно, требует внимания и определения приоритетных направлений в решении вопросов развития финансовой сферы, финансирования, кредитования и государственной поддержки в виде субсидирования. В связи с этим, для роста молочной отрасли на различных стадиях экономического развития, автором предлагается в процессе реализации Государственной программы разработать подпрограмму финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, в которой будет предложен механизм финансирования перерабатывающих предприятий молочной отрасли в рамках реализации государственно-частного партнерства.


Выпуск № 12 (45), Декабрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Формат госпрограммы развития сельского хозяйства нуждается в корректировке

АДУКОВ РУХМАН, АДУКОВА АЛЕВТИНА, ЗАХАРОВ РУСЛАН

В статье обоснована целесообразность совершенствования формата государственной программы развития сельского хозяйства, а также методика ее подготовки и оценка выполнения. Необходимость этого вызвана многими факторами: в реализации госпрограммы участвуют органы власти и хозяйствующие субъекты, что требует четкого обозначения роли и ответственности сторон; решающая роль в выполнении плановых показателей принадлежит правилам игры, однако в госпрограмме не предусмотрена полноценная система мер по их оптимизации; плановые показатели госпрограммы должным образом не привязаны к потенциалу сельских территорий; методика оценки выполнения госпрограммы не предусматривает принятие мер наказания в отношении лиц, не обеспечивших достижение плановых показателей и т.д. Отмечено, что странам, занимающим лидирующие позиции в сфере сельской экономики и качества жизни сельского населения, удалось достичь высоких результатов лишь после замены отраслевой модели развития сельских территорий на территориальную, предполагающую рассмотрение и решение проблем села в едином комплексе. Исходя из этого, сделан вывод о том, что рост эффективности и конкурентоспособности сельского хозяйства в госпрограмме должен рассматриваться лишь как одно из условий социально-экономического развития села. Даны предложения, направленные на совершенствование формата, методики разработки и оценки выполнения государственных программ развития сельского хозяйства.


Выпуск № 11 (44), Ноябрь 2018 г., рубрика "Вопросы методологии экономических исследований"

Методы проектного управления в реализации аграрных программ

БЕСПАХОТНЫЙ ГЕННАДИЙ

В рамках реализации Федерального Закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» начато проведение мер по переводу государственного управления на проектные методы. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (Госпрограмма) определена пилотной по отработке механизмов проектного управления. В статье рассмотрена сущность новых методов, рекомендуемых к использованию в государственных органах. С этих позиций проанализирована структура пилотной Госпрограммы и заложенные в нее механизмы управления. Показано, что существенных изменений в этих механизмах не про-исходит. Предложены направления перестройки планирования в сельском хозяйстве на основе моделей проектного управления, которые должны обеспечить повышение результативности и эффективности госпрограмм.


Выпуск № 9 (42), Сентябрь 2018 г., рубрика "Трибуна аспиранта и соискателя"

Формирование комплексного подхода к оценке эффективности государственной поддержки ресурсного потенциала молочного скотоводства

ГРУДКИНА МАРГАРИТА, ПОРФИРОВ ПАВЕЛ

В условиях сокращения бюджетных ассигнований на поддержку сельского хозяйства высокую актуальность приобретает обеспечение эффективного использования бюджетных средств. В настоящее время оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется в соответствии с программным принципом формирования бюджетов на основе достижения индикаторов государственных программ. Авторами рассмотрено содержание комплексной оценки эффективности мер государственной поддержки молочного скотоводства на основе критериев результативности, оптимальности, влияния, устойчивости и затратности. Предложен комплексный подход оценки эффективности государственной поддержки молочного скотоводства с использованием системы взаимодополняющих показателей, характеризующих бюджетную, социальную, коммерческую и программную эффективность государственной поддержки молочного скотоводства. Определены основные недостатки действующей системы государственной поддержки производителей молока, снижающие эффективность бюджетной поддержки. На примере распределения субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлено отсутствие взаимосвязи суммы, выделенной в 2018 году субсидии и уровня выполнения регионами показателей государственной программы по объему производства молока в 2017 году, а также динамики производства молока в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Использование малоэффективных механизмов государственной поддержки молочного скотоводства и незначительные объемы выделяемых субсидий не оказывают действенного влияния на повышение эффективности производства молока, инвестиционной и инновационной активности в отрасли. Предложена методика расчета бюджетного эффекта и бюджетной эффективности государственной поддержки молочного скотоводства. Государственная поддержка должна заложить основу для повышения конкурентоспособности производителей молока, обновления материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий, обеспечения рациональной нормы потребления молока и молокопродуктов.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Экономика форм хозяйствования"

О результатах предпринимательской деятельности сельхозорганизаций орловской области в периоды реализации госпрограмм развития сельского хозяйства

ГОЛОВИНА ЛИДИЯ, ЛОГАЧЕВА ОЛЬГА

Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции среди субъектов аграрного предпринимательства являются сегодня сельхозорганизации (СХО). Это стало возможным благодаря ратификации положительной мотивации их предпринимательской деятельности со стороны государства в ходе реализации программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и на 2013-2020 гг. (Госпрограмм), которые позволили сельскохозяйственным организациям коренным образом изменить свое хозяйственное поведение: модифициро-вать характер управления агробизнесом, повысить финансовую ответственность за его результаты, более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта продукции,отладить процесс технико-технологического перевооружения, освоить актуальные профессии, найти новые подходы к людям, к их запросам, а самое главное - выработать стратегию и тактику по созданию условий для расширенного воспроизводства, интенсификации производственных процессов, повышения эффективности коммерческой деятельности. Чтобы удержать достигнутые положительные результаты на долгосрочный период, сельскохозяйственным организациям необходим наиболее конструктивный подход к эффективному регулированию процесса предпринимательства, адекватный сложившимся условиям хозяйствования.


Выпуск № 2 (35), Февраль 2018 г., рубрика "Государственное регулирование апк"

Направления совершенствования системы государственной поддержки сельского хозяйства

ПОЛУХИН АНДРЕЙ, ЛАНКИН АРТЕМ, ГРУДКИНА МАРГАРИТА

Статья подготовлена в рамках разработки темы ФАНО № 0569-2018-0042 «Усовершенствовать организационно-экономический механизм материально-технического обеспечения отраслей животноводства в условиях импортозамещения на ресурсных рынках». Система государственной поддержки сельского хозяйства находится в постоянном совершенствовании. Существенные изменения связаны с переходом с 2017 г. на предоставление субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и льготное кредитование. Однако механизмы субсидирования товаропроизводителей продолжают оставаться малоэффективными, правила предоставления субсидий имеют отдельные недостатки при практическом применении, требуется корректировка механизмов распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Объёмы бюджетных ассигнований, выделяемые из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства, недостаточны для стимулирования инвестиционной активности и повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Основные риски для динамичного развития сельского хозяйства связаны с сокращением на 20172020 годы расходов федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы (ред. от 13.12.2017) по сравнению с редакцией программы 2014г. на 369,8 млрд рублей или на 28,2‰. Проведен расчет необходимых объемов государственной поддержки молочного скотоводства на 2018-2020 годы с учётом достижения объёмов производства молока, предусмотренных государственной программой, и обеспечения условий воспроизводства в отрасли. Установлено, что необходимый объём субсидий на поддержку молочного скотоводства в 2018 г. должен составить 109,1 млрд руб., в т.ч. за счёт средств федерального бюджета - 70,9 млрд руб., что в 2,5 р. превышает объём бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на поддержку молочного скотоводства в 2017г.