ISSN 2077-3595

AGRARIAN SECTOR


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проблемы реформирования аграрного сектора россии: исторический аспект

ЧЕПИК АНАТОЛИЙ, ЧЕПИК ДЕНИС, АФОНИНА ВЕРА

Необходимость реформирования аграрного сектора экономики России является одной из главных проблем в достижении продовольственной безопасности и создании резервов продовольствия в стране. На основе динамики показателей экономического развития АПК дана оценка сложившимся условиям хозяйствования и обоснованы возможные перспективы экономического роста в агарном секторе. Выявлена необходимость развивать, одновременно с крупным производством, средний и малый бизнес, оказывать ему государственную и частную поддержку в возрастающем объеме.


Выпуск № 1 (46), Январь 2019 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Использование средств цифровизации местными органами самоуправления в зарубежном сельском хозяйстве

БЫКОВ ВАСИЛИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР

Минсельхозу России и органам управления всех иерархических уровней предстоит большая работа в связи с утверждением государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2035 года, и завершением разработки в 2018 г. отраслевой подпрограммы «Цифровое сельское хозяйство» по созданию новых систем управления, цель которых переход от управления «в режиме пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков, что позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов, создать условия для снижения себестоимости сельхозпродукции [1]. Следует отметить, что текущий уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства вызывает серьезную озабоченность из-за отсутствия достаточного количества ИТ-специалистов, недостатка научно-практических знаний по инновационным агротехнологиям и методологии, отсутствия глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию на мировом рынке, неразвитости логистики и другим причинам. В настоящее время лишь небольшое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают необходимыми финансовыми ресурсами для закупки новой техники, использования ИТ-технологий и управленческих платформ. В 2017 г., по данным Росстата, инвестиции в ИТ-технологии в нашей стране составили 0,85 млрд руб. или 0,2‰ от суммы инвестиций во всех отраслях России [14]. Актуальность данного исследования зарубежного опыта использования средств цифровизации местными органами самоуправления на муниципальном уровне и в фермерских хозяйствах обусловлена возможностью адаптации некоторых его элементов к российским условиям, что будет способствовать ускорению выполнения государственной и отраслевой программ по цифровой экономике. Анализ состояния местных органов самоуправления в сельском хозяйстве США, Китая, Франции, Германии и других стран и их подходов при внедрении и использовании средств цифровой экономики в аграрном производстве являлся основной целью данной работы. При изложении результатов исследования использовался экономико-статистический анализ совокупности показателей, характеризующих наличие элементов цифровизации в управленческой деятельности органов самоуправления сельхозпроизводством за рубежом.


Выпуск № 11 (44), Ноябрь 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Некоторые аспекты инновационного развития аграрного сектора экономики за рубежом

МУРАЯ ЛЮДМИЛА, ВОРОБЬЕВА НАТАЛЬЯ, ИЛЮХИНА АНАСТАСИЯ

В статье показано значение инновационного фактора в современном развитии аграрного сектора в зарубежных странах и повышение роли государства в формировании сбалансированной инновационной системы в аграрном секторе. Приведены оценки ОЭСР по государственной поддержке системы сельскохозяйственных знаний и инноваций в разных странах мира. Рассмотрены вопросы участия государства и частного агробизнеса в финансировании аграрных НИОКР на примере ведущей страны развитого мира - США.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Зарубежный опыт использования средств цифровой экономики местными органами самоуправления в аграрном секторе

БЫКОВ ВАСИЛИЙ

В связи с утверждением государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2035 года, и завершением разработки в 2018 г. отраслевой подпрограммы «Цифровое сельское хозяйство», Минсельхозу России и органам управления всех иерархических уровней предстоит большая работа по созданию новых систем управления, цель которых переход от управления «в режиме пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков, что позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов, создать условия для снижения себестоимости сельхозпродукции за счет цифровых бизнес-проектов в хозяйствах, обеспечить прозрачность рынков для потребителей [1]. Вместе с тем, текущий уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства вызывает серьезную озабоченность из-за отсутствия достаточного количества ИТ-специалистов, недостатка научно-практических знаний по инновационным агротехнологиям и методологии, отсутствия глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию на мировом рынке, неразвитости логистики и другим причинам. Лишь небольшое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают необходимыми финансовыми ресурсами для закупки новой техники, использования ИТ-технологий и управленческих платформ. По данным Росстата, в 2017 г. инвестиции в ИТ-технологии в нашей стране составили 0,85 млрд руб. или 0,2 ‰ от суммы инвестиций во всех отраслях России [15]. Актуальность исследования зарубежного опыта использования местными органами самоуправления (на муниципальном уровне и в фермерских хозяйствах) обусловлена возможностью адаптации некоторых его элементов к российским условиям, что будет способствовать ускорению выполнения государственной и отраслевой программ по цифровой экономике. Целью работы является анализ состояния местных органов самоуправления аграрными секторами США, Китая, Франции, Германиии других стран и их подходов при внедрении и использовании средств цифровой экономики в аграрном производстве. При изложении результатов исследования использовался метод экономико-статистического анализа совокупности показателей наличия и цифровизации управленческой деятельности органов самоуправления за рубежом.