ISSN 2077-3595

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Рыбохозяйственный комплекс россии: приоритеты, цели, задачи, достижение стратегических ориентиров развития

АВАРСКИЙ НАБИ, КОЛОНЧИН КИРИЛЛ, СЕРЕГИН СЕРГЕЙ

Статья посвящена вопросам развития рыбохозяйственного комплекса России, основной задачей которого является обеспечение населения страны водными биологическими ресурсами и продуктами их переработки в объеме, необходимом для сбалансированного и полноценного питания, расширения экспорта продукции глубокой переработки, а также сохранения природных экосистем и их биоразнообразия. В исследовании представлен анализ основных производственно-экономических показателей работы рыбохозяйственного комплекса за 2015-2019 годы. В целом рыбохозяйственный комплекс располагает необходимым производственным, научным и кадровым потенциалом для роста экономики его основных звеньев. Однако, структура и качество технико-технологической базы рыбохозяйственного комплекса по многим позициям не отвечают современным требованиям и нуждаются в обновлении и модернизации для повышения эффективности его работы. Недостаточный уровень потребления рыбы и рыбной продукции, связанный с низкими доходами значительной части населения. Основная суть проблем рыбохозяйственного комплекса заключается в устранении барьеров, тормозящих экономический рост, и выстраивание ключевых приоритетов для перехода к инновационной и диверсифицированной экономике. Система нуждается в реформировании и формировании новых форм организации производства на кластерной основе с учетом передового опыта, накопленного в данной сфере. Особое внимание уделено роли государства в развитии рыбохозяйственного комплекса, сложная организационная структура которого под воздействием внутренних и внешних факторов с различной динамикой развития ключевых подкомплексов, расширением числа участников хозяйственной деятельности, должна иметь оптимальную степень государственного регулирующего воздействия с тем, чтобы все элементы системы развивались в нужном направлении с учетом национальных интересов России. Именно в работе всех элементов технологической цепочки кроется мотивация по повышению эффективности работы промышленности и конкурентоспособности отечественной рыбной продукции на глобальных рынках продовольствия. Авторами сформулированы ключевые приоритеты перспективного развития рыбохозяйственного комплекса страны, которые не противоречат проводимой государством политике в этой сфере, поддерживаются экономистами, бизнесом и общественными организациями, что в совокупности позволит ускорить динамику экономического роста, повысить качество, эффективность и конкурентоспособность данной отрасли.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Проблемы развития скотоводства: региональный аспект

ЧЕПИК АНАТОЛИЙ, ЧЕПИК ДЕНИС, КРИВЦОВ КОНСТАНТИН

На современном этапе развития аграрного сектора страны остаётся нерешённой проблема обеспечения населения качественной продукцией скотоводства – молоком и мясом крупного рогатого скота. В процессе исследования было установлено, что для эффективного развития данной подотрасли животноводства необходимо в большей степени использовать природный потенциал естественных сенокосов и пастбищ, площадь которых в России составляет свыше 70 млн. га. В настоящее время на одну голову крупного рогатого скота приходится 3,5-4,5 га природных кормовых угодий и, по нашему мнению, возможно их комплексное использование, как в промышленном скотоводстве густонаселенных территорий, так и на животноводческих фермах среднего размера (200-600 голов), в хозяйствах населения (от 1-2 до 40 голов) и КФХ (60-120 и более голов).


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

О повышении эффективности аграрного сектора якутии

РОДНИНА НАТАЛЬЯ

В статье исследуются проблемы АПК Республики Саха (Якутия). К основным причинам задержки развития сельского хозяйства республики за последние годы отнесено отсутствие тесного взаимодействия между ветвями власти и несовершенство применяемых финансово-экономических механизмов. Кроме того, имеется такой фактор, как нехватка в отрасли молодых квалифицированных кадров, и старение сельского населения. Слабая развитость рынка труда и агротехнологий, запущенность производственной и социальной инфраструктуры на селе ежегодно усиливает отток населения из сельской местности. Целью исследования является выработка предложений для изменения ситуации, в том числе обязательное закрепление формирования региональной системы ведения сельского хозяйства на основе совокупности систем муниципальных образований и усовершенствование системы подготовки кадров для АПК.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Совершенствование аграрной политики россии в условиях углубления интеграции в еаэс

ЧЕПИК ДЕНИС, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Необходимость совершенствования аграрной политики России является одной из важнейших задач в целях достижения продовольственной безопасности страны, создании резервов продовольствия и перехода к экспортно-ориентированному аграрному сектору. Изучение происходящих процессов реформирования АПК с помощью монографического, расчетно-конструктивного, экономико-статистических методов, метода сравнения и экспертных оценок позволило авторам выявить тенденции и перспективы аграрных преобразований, обосновать пути преодоления кризисных явлений в отрасли на основе уточнения научно обоснованных принципов совершенствования аграрной политики. Установлено, что при благоприятных экономических условиях (достаточных инвестиционных возможностях, осуществлении эффективных мер государственной поддержки и пр.) среднегодовой темп прироста производства сельскохозяйственной продукции может составить за 2017-2020 гг. 1,7‰, а за период 2021-2030 гг. – около 3‰.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственная политика в области занятости населения в краснодарском крае

НАУМЕНКО АЛЕНА, ЗАЙЦЕВА МАРИЯ, БЕЛКИНА ЕЛЕНА

В статье дана характеристика занятости населения в Краснодарском крае, выявлена причинно-следственная связь между социально-экономическим развитием региона и состоянием рынка труда. Проведен анализ деятельности Центров занятости населения муниципальных образований Краснодарского края и выявлены проблемы современного рынка труда. Сделан вывод о развитии новых форм занятости населения, связанных с цифровизацией. Развитие сферы дистанционной занятости требует активизации государственной поддержки. Обосновано, что регулирование «дистанционных отношений» между работодателем и сотрудниками целесообразно возложить на центры занятости населения муниципальных образований.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственное регулирование аграрного сектора экономики региона: тенденции и перспективы

ПИТЕРСКАЯ ЛЮДМИЛА, ГУРНОВИЧ ТАТЬЯНА

Работа посвящена проблеме развития государственного регулирования регионального АПК в современных условиях. В исследовании обоснованы основные направления совершенствования системы государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей, уточнена схема управления АПК, предусматривающая реализацию инновационной модели, проведена прогнозная оценка динамики объемов государственной поддержки инвестирования сельского хозяйства Краснодарского края. В работе также выделены приоритеты государственного финансирования агроэкономики на основе единой субсидии, что позволяет оптимизировать систему межбюджетных трансфертов, способствует эффективному перераспределению средств между уровнями бюджетной системы и повышению ответственности регионов за выбор направлений, объемов и пропорций государственной поддержки и их реализацию.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проблемы реформирования аграрного сектора россии: исторический аспект

ЧЕПИК АНАТОЛИЙ, ЧЕПИК ДЕНИС, АФОНИНА ВЕРА

Необходимость реформирования аграрного сектора экономики России является одной из главных проблем в достижении продовольственной безопасности и создании резервов продовольствия в стране. На основе динамики показателей экономического развития АПК дана оценка сложившимся условиям хозяйствования и обоснованы возможные перспективы экономического роста в агарном секторе. Выявлена необходимость развивать, одновременно с крупным производством, средний и малый бизнес, оказывать ему государственную и частную поддержку в возрастающем объеме.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Основные принципы и методы государственного регулирования рыбохозяйственной деятельности в контексте международных соглашений россии

КОЛОНЧИН КИРИЛЛ, СЕРЕГИН СЕРГЕЙ, ГАСАНОВА ХАТИМАТ

Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса указывают на низкий уровень планирования как в производстве продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. В статье раскрывается одно из основных направлений решения данной проблемы -развитие экспорта продукции на мировые рынки продовольствия. На основе исследования внутреннего и внешних рынков аграрной и рыбной продукции выявлены причины, сдерживающие развитие отрасли, в том числе экспортно-сырьевой режим работы. Подчеркивается необходимость: проведения активной экспортной политики, включая преференции создания конкурентных преимуществ на перспективные для российских производителей рынки по примеру крупнейших стран-экспортеров сельскохозяйственной и рыбной продукции, пользующихся режимами наибольшего благоприятствования при экспорте своей продукции, что дает им дополнительные конкурентные преимущества; развития инфраструктуры рынка рыбы и рыбной продукции; разработки методической базы по контролю качества рыбы и рыбной продукции. Государственное участие в решении этого вопроса, по мнению автора, может быть реализовано путем установления тарифных квот на экспорт рыбной продукции и изменения механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.


Выпуск № 11 (44), Ноябрь 2018 г., рубрика "Инвестиции и инновации в апк"

Снижение цен на энергоносители - одно из необходимых условий инвестиционного развития агропромышленного производства

ЮРКОВ ЕВГЕНИЙ

В статье анализируется специфика ценообразования на нефтепродукты и электроэнергию,обусловливающая непрерывный рост цен, что не соответствует цели ускорения экономического развития государства. Раскрываются возможные ценовые последствия «налогового маневра» в нефтяной отрасли.Отмечается несистемный характер действий правительства по регулированию цен на нефть и продукты ее переработки. Рассматриваются положительные стороны возможного переноса основной налоговой нагрузки в нефтяной отрасли на вывозные пошлины. Анализируются результаты реформирования электроэнергетики; делается вывод о неизбежности дальнейшего роста тарифов, если государство не вернет себе полномочия единственного покупателя.


Выпуск № 10 (43), Октябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Развитие систем государственной поддержки эффективного и устойчивого функционирования селекционно-семеноводческого сектора масложировой индустрии россии

ЛУКОМЕЦ ВЯЧЕСЛАВ, КРИВОШЛЫКОВ КОНСТАНТИН

В статье рассматриваются проблемы, с которыми может столкнуться масложировая отрасль при отсутствии эффективного государственного контроля на рынке семян. Сформулированы ключевые риски локализации транснациональных компаний в России и их последствия для реализации концепции продовольственной безопасности страны. Обоснована необходимость разработки и внедрения организационно-экономического механизма регулирования и нормативно-правовой поддержки рынка отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.


Выпуск № 9 (42), Сентябрь 2018 г., рубрика "Кооперация и интеграция в апк"

Состояние и институциональные аспекты развития кластеров в апк

ПРОНЯЕВА ЛЮДМИЛА, ПАВЛОВА АННА, РАГИМОВ ФАРХАД

Процессы кластеризации экономики в современных условиях являются новым форматом структуризации ее реального сектора. Кластеры создаются в последние годы в различных сферах экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе страны. Аграрные кластеры являются крупными производителями продовольствия. Так, объем отгруженной продукции участниками Пищевого кластера Республики Татарстан составил 31,7 млрд руб., Агропромышленного кластера Кемеровской области - 11,1 млрд руб., Агро-биотехнологического кластера Омской области - 8,3 млрд руб. Поддержка аграрных кластеров государством осуществляется в рамках программ Минэкономразвития России. Развитие кластеров необходимо рассматривать как важнейший элемент государственной политики. В настоящее время одной из важнейшей проблем в процессах кластеризации экономики является несовершенство нормативно-правой базы, являющейся барьером для создания и функционирования кластеров. В рамках решения данной проблемы для совершенствования государственного управления кластерной деятельности предложено структурировать нормативно-правые акты, с выделением уровней регулирования и типов нормативно-правовых актов. Авторами акцентируется внимание на важности принятия федерального закона, регулирующего процессы создания и функционирования кластеров в стране, предложены его структурные элементы, определяющие содержание закона. Стратегическое управление в кластерах должно основываться на разработанном методическом сопровождении развития данных интегрированных структур. Авторами предложен алгоритм разработки и реализации программы кластерного развития, включающий блоки: методическое сопровождение и обоснование программ развития, содержательная и организационная работа. На основе исследования практики формирования нормативно-методических документов, авторами предложены содержание и структурные элементы Стратегии развития кластера и Программы кластерного развития, которые могут быть использованы для формируемых и действующих аграрных кластеров.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Основные подходы к разработке стратегии эффективного партнерства государства и бизнеса в рамках аграрного рынка еаэс

ДОБРОСОЦКИЙ ВИКТОР

В статье раскрываются подходы к практической реализации Стратегии эффективного партнерства государства и бизнеса в сфере аграрного рынка ЕАЭС. Предлагаются модели стратегического партнерства государства и бизнеса. Дается оценка его эффективности и особенностей построения на аграрном рынке ЕАЭС.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование в апк"

Влияние государственного регулирования сельскохозяйственного производства на обеспечение продовольственной безопасности россии

ГАЙДУК ВЛАДИМИР, КАЛИТКО СВЕТЛАНА, НИКИФОРОВА ЮЛИЯ, ПАРЕМУЗОВА МАЙЯ

В статье проанализировано, как используемые механизмы государственного регулирования отражаются на продовольственной безопасности РФ. Проведен краткий исторический обзор государственного регулирования сельскохозяйственного производства в России. Проанализированы правовые основы и основные инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в РФ на современном этапе, а также структура расходов средств Федерального бюджета на подпрограммы государственной поддержки сельского хозяйства.


Выпуск № 2 (35), Февраль 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Развитие органического сельского хозяйства в дании

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Мировое органическое сельское хозяйство быстро развивается. В России этот сектор только формируется, но Россия уже является частью мирового рынка органической продукции. Однако местный рынок стал развиваться, по сравнению с ведущими в этой области зарубежными странами, значительно позже, а имеющийся агроклиматический, земельный и интеллектуальный потенциал используется весьма ограничено. Опыт Дании показывает, что, начавшись как движение производства качественных продуктов, органическое сельское хозяйство превратилось в крупный сектор экономики страны. В статье дана периодичность развития датского органического производства, рассмотрены программы поддержки, действующее законодательство, роль кооперации в товаропроводящей цепи органических продуктов питания. Об эффективности выбранной политики говорят следующие факты: в мировом рейтинге Дания занимает второе место по потреблению органических продуктов питания на душу населения и первое - по доле рынка органических продуктов питания в розничной торговле. Опыт Дании будет полезен для России, так как показывает, что взаимодействие неправительственных организаций, государственных органов, заинтересованных производителей и потребителей может вызвать развитие рынка органических продуктов. Поэтому опыт Дании интересен для России, а результаты исследования будут способствовать формированию и развитию конкурентного отечественного рынка органической продукции.