ISSN 2077-3595

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственное регулирование аграрного сектора экономики региона: тенденции и перспективы

ПИТЕРСКАЯ ЛЮДМИЛА, ГУРНОВИЧ ТАТЬЯНА

Работа посвящена проблеме развития государственного регулирования регионального АПК в современных условиях. В исследовании обоснованы основные направления совершенствования системы государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей, уточнена схема управления АПК, предусматривающая реализацию инновационной модели, проведена прогнозная оценка динамики объемов государственной поддержки инвестирования сельского хозяйства Краснодарского края. В работе также выделены приоритеты государственного финансирования агроэкономики на основе единой субсидии, что позволяет оптимизировать систему межбюджетных трансфертов, способствует эффективному перераспределению средств между уровнями бюджетной системы и повышению ответственности регионов за выбор направлений, объемов и пропорций государственной поддержки и их реализацию.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проблемы реформирования аграрного сектора россии: исторический аспект

ЧЕПИК АНАТОЛИЙ, ЧЕПИК ДЕНИС, АФОНИНА ВЕРА

Необходимость реформирования аграрного сектора экономики России является одной из главных проблем в достижении продовольственной безопасности и создании резервов продовольствия в стране. На основе динамики показателей экономического развития АПК дана оценка сложившимся условиям хозяйствования и обоснованы возможные перспективы экономического роста в агарном секторе. Выявлена необходимость развивать, одновременно с крупным производством, средний и малый бизнес, оказывать ему государственную и частную поддержку в возрастающем объеме.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Основные принципы и методы государственного регулирования рыбохозяйственной деятельности в контексте международных соглашений россии

КОЛОНЧИН КИРИЛЛ, СЕРЕГИН СЕРГЕЙ, ГАСАНОВА ХАТИМАТ

Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса указывают на низкий уровень планирования как в производстве продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. В статье раскрывается одно из основных направлений решения данной проблемы -развитие экспорта продукции на мировые рынки продовольствия. На основе исследования внутреннего и внешних рынков аграрной и рыбной продукции выявлены причины, сдерживающие развитие отрасли, в том числе экспортно-сырьевой режим работы. Подчеркивается необходимость: проведения активной экспортной политики, включая преференции создания конкурентных преимуществ на перспективные для российских производителей рынки по примеру крупнейших стран-экспортеров сельскохозяйственной и рыбной продукции, пользующихся режимами наибольшего благоприятствования при экспорте своей продукции, что дает им дополнительные конкурентные преимущества; развития инфраструктуры рынка рыбы и рыбной продукции; разработки методической базы по контролю качества рыбы и рыбной продукции. Государственное участие в решении этого вопроса, по мнению автора, может быть реализовано путем установления тарифных квот на экспорт рыбной продукции и изменения механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.


Выпуск № 11 (44), Ноябрь 2018 г., рубрика "Инвестиции и инновации в апк"

Снижение цен на энергоносители - одно из необходимых условий инвестиционного развития агропромышленного производства

ЮРКОВ ЕВГЕНИЙ

В статье анализируется специфика ценообразования на нефтепродукты и электроэнергию,обусловливающая непрерывный рост цен, что не соответствует цели ускорения экономического развития государства. Раскрываются возможные ценовые последствия «налогового маневра» в нефтяной отрасли.Отмечается несистемный характер действий правительства по регулированию цен на нефть и продукты ее переработки. Рассматриваются положительные стороны возможного переноса основной налоговой нагрузки в нефтяной отрасли на вывозные пошлины. Анализируются результаты реформирования электроэнергетики; делается вывод о неизбежности дальнейшего роста тарифов, если государство не вернет себе полномочия единственного покупателя.


Выпуск № 10 (43), Октябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Развитие систем государственной поддержки эффективного и устойчивого функционирования селекционно-семеноводческого сектора масложировой индустрии россии

ЛУКОМЕЦ ВЯЧЕСЛАВ, КРИВОШЛЫКОВ КОНСТАНТИН

В статье рассматриваются проблемы, с которыми может столкнуться масложировая отрасль при отсутствии эффективного государственного контроля на рынке семян. Сформулированы ключевые риски локализации транснациональных компаний в России и их последствия для реализации концепции продовольственной безопасности страны. Обоснована необходимость разработки и внедрения организационно-экономического механизма регулирования и нормативно-правовой поддержки рынка отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.


Выпуск № 9 (42), Сентябрь 2018 г., рубрика "Кооперация и интеграция в апк"

Состояние и институциональные аспекты развития кластеров в апк

ПРОНЯЕВА ЛЮДМИЛА, ПАВЛОВА АННА, РАГИМОВ ФАРХАД

Процессы кластеризации экономики в современных условиях являются новым форматом структуризации ее реального сектора. Кластеры создаются в последние годы в различных сферах экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе страны. Аграрные кластеры являются крупными производителями продовольствия. Так, объем отгруженной продукции участниками Пищевого кластера Республики Татарстан составил 31,7 млрд руб., Агропромышленного кластера Кемеровской области - 11,1 млрд руб., Агро-биотехнологического кластера Омской области - 8,3 млрд руб. Поддержка аграрных кластеров государством осуществляется в рамках программ Минэкономразвития России. Развитие кластеров необходимо рассматривать как важнейший элемент государственной политики. В настоящее время одной из важнейшей проблем в процессах кластеризации экономики является несовершенство нормативно-правой базы, являющейся барьером для создания и функционирования кластеров. В рамках решения данной проблемы для совершенствования государственного управления кластерной деятельности предложено структурировать нормативно-правые акты, с выделением уровней регулирования и типов нормативно-правовых актов. Авторами акцентируется внимание на важности принятия федерального закона, регулирующего процессы создания и функционирования кластеров в стране, предложены его структурные элементы, определяющие содержание закона. Стратегическое управление в кластерах должно основываться на разработанном методическом сопровождении развития данных интегрированных структур. Авторами предложен алгоритм разработки и реализации программы кластерного развития, включающий блоки: методическое сопровождение и обоснование программ развития, содержательная и организационная работа. На основе исследования практики формирования нормативно-методических документов, авторами предложены содержание и структурные элементы Стратегии развития кластера и Программы кластерного развития, которые могут быть использованы для формируемых и действующих аграрных кластеров.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование в апк"

Влияние государственного регулирования сельскохозяйственного производства на обеспечение продовольственной безопасности россии

ГАЙДУК ВЛАДИМИР, КАЛИТКО СВЕТЛАНА, НИКИФОРОВА ЮЛИЯ, ПАРЕМУЗОВА МАЙЯ

В статье проанализировано, как используемые механизмы государственного регулирования отражаются на продовольственной безопасности РФ. Проведен краткий исторический обзор государственного регулирования сельскохозяйственного производства в России. Проанализированы правовые основы и основные инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в РФ на современном этапе, а также структура расходов средств Федерального бюджета на подпрограммы государственной поддержки сельского хозяйства.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Основные подходы к разработке стратегии эффективного партнерства государства и бизнеса в рамках аграрного рынка еаэс

ДОБРОСОЦКИЙ ВИКТОР

В статье раскрываются подходы к практической реализации Стратегии эффективного партнерства государства и бизнеса в сфере аграрного рынка ЕАЭС. Предлагаются модели стратегического партнерства государства и бизнеса. Дается оценка его эффективности и особенностей построения на аграрном рынке ЕАЭС.


Выпуск № 2 (35), Февраль 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Развитие органического сельского хозяйства в дании

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Мировое органическое сельское хозяйство быстро развивается. В России этот сектор только формируется, но Россия уже является частью мирового рынка органической продукции. Однако местный рынок стал развиваться, по сравнению с ведущими в этой области зарубежными странами, значительно позже, а имеющийся агроклиматический, земельный и интеллектуальный потенциал используется весьма ограничено. Опыт Дании показывает, что, начавшись как движение производства качественных продуктов, органическое сельское хозяйство превратилось в крупный сектор экономики страны. В статье дана периодичность развития датского органического производства, рассмотрены программы поддержки, действующее законодательство, роль кооперации в товаропроводящей цепи органических продуктов питания. Об эффективности выбранной политики говорят следующие факты: в мировом рейтинге Дания занимает второе место по потреблению органических продуктов питания на душу населения и первое - по доле рынка органических продуктов питания в розничной торговле. Опыт Дании будет полезен для России, так как показывает, что взаимодействие неправительственных организаций, государственных органов, заинтересованных производителей и потребителей может вызвать развитие рынка органических продуктов. Поэтому опыт Дании интересен для России, а результаты исследования будут способствовать формированию и развитию конкурентного отечественного рынка органической продукции.