ISSN 2077-3595

СУБСИДИИ


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оптимизация системы управления пространственным размещением и специализацией сельскохозяйственных производств на основе оценки государственных программ развития сельского хозяйства

АЛПАТОВ АНТОН

Работа посвящена проблеме построения оптимизированной системы управления пространст- венн^1м размещением и специализацией сельскохозяйственных производств. Дана оценка динамики производ- ства и потребления продукции сельского хозяйства и его переработки, указаны основные показатели государ- ственной поддержки АПК в России. Выявлены основные проблемы, стратегические и технологические подхо- ды в развитии сельскохозяйственного производства. Проведена оценка объемов государственного субсидиро- вания в разрезе мер поддержки агропромышленного производства с последующим анализом роли субсидирова- ния в результатах экономической деятельности организаций занятых в сельском хозяйстве, для целей состав- ления рейтинга субъектов России по уровню государственной поддержки. Разработана концептуальная мо- дель организационного механизма формирования и функционирования координационной транс- макрорегиональной системы управления размещением отраслей АПК.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Вопросы развития финансовой сферы перерабатывающих предприятий молочной отрасли на различных стадиях экономического развития

ЧЕРНИКОВА СВЕТЛАНА

В современных условиях, развитие сферы АПК, в связи с тем, что данная отрасль, считается рискованной и дотационной, в большей степени нуждается в государственной поддержке. При этом, государственная поддержка перерабатывающих предприятий молочной отрасли практически не осуществляется, государственная поддержка реализуется с перевесом в сторону сельхозтоваропроизводителей, а перерабатывающие предприятия молочной промышленности, вынуждены в полной мере осуществлять свою производственно-финансовую деятельность без финансирования, то есть вынуждены искать инвестора самостоятельно, с учетом изменяющихся факторов внешней среды на различных стадиях экономического развития. Сложившаяся ситуация, бесспорно, требует внимания и определения приоритетных направлений в решении вопросов развития финансовой сферы, финансирования, кредитования и государственной поддержки в виде субсидирования. В связи с этим, для роста молочной отрасли на различных стадиях экономического развития, автором предлагается в процессе реализации Государственной программы разработать подпрограмму финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, в которой будет предложен механизм финансирования перерабатывающих предприятий молочной отрасли в рамках реализации государственно-частного партнерства.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мера повышения энергетической эффективности в процессах производства агропромышленной продукции

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, ОСИПОВ АНДРЕЙ, ХАШИР БЕЛЛА, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Исследование посвящено государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мере повышения энергетической эффективности в процессах производства агро-продовольственной продукции в России. Рассмотрены ранее действовавшие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам и субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно -климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональный опыт государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России, Росстата, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России», Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 г., Всероссийского агрономического и агроинженерного совещания и парламентских слушаний на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», прошедших в 2019 г.; XXIX съезда АККОР.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Материально-техническая база апк"

Государственная поддержка перехода сельхозмашин на газомотрное топливо как одного из направлений повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, НОВОСЕЛОВ ЭДУАРД, ЗАКАРЧЕВСКИЙ ОЛЕГ, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Исследование посвящено государственной поддержке перехода сельхозмашин на газомоторное топливо как одного из направлений повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции в России. Рассмотрены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по инвестиционному кредиту и приобретение через механизм федерального лизинга машин, работающих на компримированном природном газе; вопросы развития рынка газомоторного топлива для сельхозтоваропроизводителей; региональный опыт перехода сельхозтехники на газомоторное топливо. Представлены данные о результатах перехода на компримированный природный и сжиженный углеводородный газ сельхозтехники на данный период времени. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», АО «Росагролизинг», Ассоциации «Росспецмаш», ТАСС, ЗАО Крестьянские ведомости.


Выпуск № 2 (47), Февраль 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Развитие молочного скотоводства в россии (ретроспективный анализ)

СОКОЛОВ НИКОЛАЙ, БАБЬЯК МИХАИЛ

Исследована система факторов, определяющих рост молочного скотоводства в различных экономических системах за 1970-2015 гг. Выявлено положительное влияние факторов на развитие отрасли. Показаны негативные последствия при их недооценке. Определены меры государства по регулированию молочного скотоводства.


Выпуск № 9 (42), Сентябрь 2018 г., рубрика "Трибуна аспиранта и соискателя"

Формирование комплексного подхода к оценке эффективности государственной поддержки ресурсного потенциала молочного скотоводства

ГРУДКИНА МАРГАРИТА, ПОРФИРОВ ПАВЕЛ

В условиях сокращения бюджетных ассигнований на поддержку сельского хозяйства высокую актуальность приобретает обеспечение эффективного использования бюджетных средств. В настоящее время оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется в соответствии с программным принципом формирования бюджетов на основе достижения индикаторов государственных программ. Авторами рассмотрено содержание комплексной оценки эффективности мер государственной поддержки молочного скотоводства на основе критериев результативности, оптимальности, влияния, устойчивости и затратности. Предложен комплексный подход оценки эффективности государственной поддержки молочного скотоводства с использованием системы взаимодополняющих показателей, характеризующих бюджетную, социальную, коммерческую и программную эффективность государственной поддержки молочного скотоводства. Определены основные недостатки действующей системы государственной поддержки производителей молока, снижающие эффективность бюджетной поддержки. На примере распределения субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлено отсутствие взаимосвязи суммы, выделенной в 2018 году субсидии и уровня выполнения регионами показателей государственной программы по объему производства молока в 2017 году, а также динамики производства молока в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Использование малоэффективных механизмов государственной поддержки молочного скотоводства и незначительные объемы выделяемых субсидий не оказывают действенного влияния на повышение эффективности производства молока, инвестиционной и инновационной активности в отрасли. Предложена методика расчета бюджетного эффекта и бюджетной эффективности государственной поддержки молочного скотоводства. Государственная поддержка должна заложить основу для повышения конкурентоспособности производителей молока, обновления материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий, обеспечения рациональной нормы потребления молока и молокопродуктов.


Выпуск № 2 (35), Февраль 2018 г., рубрика "Государственное регулирование апк"

Направления совершенствования системы государственной поддержки сельского хозяйства

ПОЛУХИН АНДРЕЙ, ЛАНКИН АРТЕМ, ГРУДКИНА МАРГАРИТА

Статья подготовлена в рамках разработки темы ФАНО № 0569-2018-0042 «Усовершенствовать организационно-экономический механизм материально-технического обеспечения отраслей животноводства в условиях импортозамещения на ресурсных рынках». Система государственной поддержки сельского хозяйства находится в постоянном совершенствовании. Существенные изменения связаны с переходом с 2017 г. на предоставление субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и льготное кредитование. Однако механизмы субсидирования товаропроизводителей продолжают оставаться малоэффективными, правила предоставления субсидий имеют отдельные недостатки при практическом применении, требуется корректировка механизмов распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Объёмы бюджетных ассигнований, выделяемые из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства, недостаточны для стимулирования инвестиционной активности и повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Основные риски для динамичного развития сельского хозяйства связаны с сокращением на 20172020 годы расходов федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы (ред. от 13.12.2017) по сравнению с редакцией программы 2014г. на 369,8 млрд рублей или на 28,2‰. Проведен расчет необходимых объемов государственной поддержки молочного скотоводства на 2018-2020 годы с учётом достижения объёмов производства молока, предусмотренных государственной программой, и обеспечения условий воспроизводства в отрасли. Установлено, что необходимый объём субсидий на поддержку молочного скотоводства в 2018 г. должен составить 109,1 млрд руб., в т.ч. за счёт средств федерального бюджета - 70,9 млрд руб., что в 2,5 р. превышает объём бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на поддержку молочного скотоводства в 2017г.


Выпуск № 2 (35), Февраль 2018 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Государственная поддержка технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, НОВОСЕЛОВ ЭДУАРД

Исследование посвящено федеральным и региональным косвенным мерам государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства в России. К таким мерам относятся: компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции; несвязанная поддержка; субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и на проведение культуртехнических мероприятий; компенсация части затрат на энергоносители, приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, оригинальных и элитных семян, кормов промышленного происхождения. В работе приведены данные: о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», федеральных целевых программах, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхо-за России, Информационно-правового портала, ЗАО Крестьянские ведомости, Российской ассоциации производителей удобрений и Федеральной службы государственной статистики, а также материалы Всероссийского агрономического совещания, прошедшего в 2018 г. и Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2017 и 2018 годах.


Выпуск № 1 (34), Январь 2018 г., рубрика "Государственное регулирование апк"

Федеральные и региональные косвенные меры государственной поддержки технической и технологической модернизации

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, ОСИПОВ АНДРЕЙ

Исследование посвящено федеральным и региональным косвенным мерам государственной поддержки технической и технологической модернизации животноводства в России без учета косвенных мер государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства. Рассмотрены такие меры поддержки, как создание благоприятных экономических условий для работы машинно-технологических станций; создание машинно-технологических компаний и агротехнопарков; субсидирование части затрат на строительство и реконструкцию инфраструктуры животноводческих объектов; возмещение части затрат на ремонт сельхозтехники, субсидирование части затрат на переподготовку и повышение квалификации работников отрасли и поддержку научных исследований. В работе приведены данные о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе и постановлении Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Информационно-правового портала, АО «Росагролизинг», Ассоциации «Росспецмаш» и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 году. совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 году.