ISSN 2077-3595

Бородин Константин Григорьевич (Borodin K.G. )

Организация: ВИАПИ имени А.А. Никонова – филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ

Другие сведения:


Выпуск № 12, Декабрь 2020 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Развитие российского экспорта мяса

БОРОДИН КОНСТАНТИН

Рынок мяса является одним из наиболее крупных сегментов рынка продовольственных товаров как по емкости, так и по числу участников В условиях насыщения внутреннего спроса отечественные производители рассматривают экспорт мяса как перспективное направление своей деятельности. В этой связи целью работы является анализ основных тенденций и факторов развития отечественного экспорта мяса. Для достижения цели использованы методы экономического анализа, эконометрического моделирования, метод экспертных оценок. Результаты исследования показали, что санкции и продовольственное эмбарго стимулировали экспорт, вместе c тем, обозначились сложности с поставками зарубежного ресурсного обеспечения. Поставки российской продукции могут быть востребованы на быстро растущих рынках Азии, главным образом, в Китае – крупнейшем рынке мяса в мире. В работе выполнен сравнительный анализ ценовой конкурентоспособности отечественной продукции. Одним из распространенных подходов к оценке влияния факторов на развитие экспорта является гравитационная модель. Результаты моделирования показали, что с увеличением расстояния между торговыми партнерами растет экспорт, поскольку основные поставки продукции осуществляются в более отдаленные от российской столицы страны Азии. Величина тарифа в стране-импортере и обменный курс рубля имеют низкую значимость. Наличие общей границы между торговыми партнерами оказывает положительное влияние на развитие экспорта, в то время как. общий не столь важен для развития экспорта. Важную роль в развитии экспорта играет региональная интеграция (СНГ и ЕАЭС). Оценка влияния санкций весьма существенна и положительна, что объясняется тем, что предпочтения производителей в условиях резкого обесценения курса рубля были в большей степени связаны с экспортом.


Выпуск № 7, Июль 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Инфраструктура агропродовольственного экспорта россии: приоритеты, факторы и эмпирический анализ

БОРОДИН КОНСТАНТИН

Развитая инфраструктура не только сокращает расстояние между странами, но и интегрирует национальные рынки и соединяет их при низких затратах с другими странами. В работе проанализированы составные части жесткой и мягкой инфраструктуры развития агропродовольственного экспорта. В этой связи целью работы является анализ влияния факторов торговой инфраструктуры на отечественный экспорт мяса птицы, включая эмпирический анализ, а также обоснование приоритетов для органов государственного управления в целях эффективного развития российского экспорта мяса птицы. Для достижения цели использованы методы экономического анализа, эконометрического моделирования, метод экспертных оценок. Одним из подходов к измерению воздействия упрощения процедур торговли на торговые потоки является гравитационная модель. Помимо базовых переменных в модели использовались показатели оценки качества аэропортов, портов, железных и автомобильных дорог, таможенной службы, информационно-коммуникационных технологий в России, а также в странах-импортерах российской продукции. Моделирование отдельных переменных транспортной инфраструктуры показало, что повышение качества портовых сооружений на 1‰ будет способствовать увеличению экспорта мяса птицы на 6,3‰, рост качества автомобильных дорог позволит повысить экспорт на 3,6‰. Для информационно-коммуникационной инфраструктуры наиболее важную роль играет развитие сети Интернет: рост доли населения России, пользующегося Интернетом на 1‰ будет способствовать увеличению экспорта мяса птицы на 3,9‰. Повышение эффективности работы таможенных служб на 1‰ даст прирост экспорта на 6,1‰. Все эти оценки являются значимыми. Для органов управления должны стать приоритетными следующие направления инвестирования: развитие портовых сооружений, упрощение работы таможенных служб, развитие автомобильных дорог, являющихся составной частью международных транспортных магистралей, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, особенно быстроскоростного доступа к сети и интернет-безопасности для реализации преимуществ коммуникации и облегчения финансовых транзакций между торговыми партнерами.


Выпуск № 6, Июнь 2020 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Спрос на отечественное мясо птицы в россии и за рубежом

БОРОДИН КОНСТАНТИН

Внутренний и внешний спрос стимулируют повышение качества продукции, расширение ассортимента и снижение цены внутреннего рынка. Мясо птицы является важным источником животного белка и наиболее доступно для массового потребителя. В этой связи целью работы является анализ факторов внутреннего и внешнего спроса на отечественное мясо птицы, а также оценка тенденций развития российского рынка мяса птицы. Для достижения цели использованы методы экономического анализа, эконометрического моделирования, метод экспертных оценок. Сочетание высоких потребительских свойств с низкой ценой по сравнению с другими видами продукции мясного животноводства является важным фактором развития внутреннего спроса на мясо птицы. Для оценки детерминант спроса на отечественную продукцию разработаны две регрессионные модели. При оценке вектора коинтеграции, характеризующего долгосрочные взаимосвязи между переменными, использовалась процедура DOLS. В качестве факторов внутреннего спроса рассматривались цены производителей и импорта, доходы населения, переменная санкций. Наиболее важным фактором для отечественных потребителей является цена внутреннего рынка, повышение которой на 1‰ ведет к снижению спроса на 0,83‰. Рост доходов населения на 1‰ способствует увеличению спроса на 0,32‰. Повышение импортной цены стимулирует внутренний спрос на отечественную продукцию на 0,29‰. Рост санкционного давления на 1‰ ведет к увеличению внутреннего спроса на 0,19‰. Снижение цены внутреннего рынка происходит в результате внутренней конкуренции, конкуренции с импортом, а также под влиянием политики торговых сетей, предполагающей охват самых широких слоев населения. В условиях насыщения внутреннего рынка низкая цена является фактором развития экспорта. Оценка детерминант внешнего спроса показала, что снижение цены на 1‰ ведет к росту внешнего спроса на 5,3‰. Анализ в условиях пандемии показал сокращение внутреннего спроса и ограничение достаточно высоких темпов роста российского экспорта.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Проблемы и перспективы развития производства и экспорта российского сыра

БОРОДИН КОНСТАНТИН

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития производства и экспорта российского сыра. В рамках обзора мирового рынка сыра рассматриваются перспективные решения по развитию рынка в странах ЕС. Анализ российского рынка сыра дополнен изучением его основных проблем. Представлены оценки прогноза отечественного рынка сыра и сделаны предложения по его развитию.