ISSN 2077-3595

Павлова Анна Вячеславовна (Pavlova А.V.)

Организация: ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ Среднерусский институт управления - филиал

Другие сведения:


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Экономика форм хозяйствования"

Агропромышленная интеграция и формирование кластерных объединений организаций в апк

КОМАРОВА КАРИНА, ПАВЛОВА АННА, ПОЛЯНИН АНДРЕЙ

В современных условиях широкое распространение получили интеграционные процессы в различных отраслях народного хозяйства. Перспективной формой интеграции является формирование кластерных объединений организаций в сфере АПК, предусматривающее организацию взаимодействия сельхозпроизводителей, предприятий пищевой промышленности, научных и образовательных учреждений, органов власти для достижения общих целей. В статье представлен анализ уровня самообеспеченности продуктами питания и продовольственной безопасности Российской Федерации. Одним из инструментов решения проблем развития АПК может выступать создание интегрированных структур. Авторами рассмотрены виды интеграционного взаимодействия, сущность интеграции в агропромышленном комплексе, отражено содержание понятия «агропромышленный кластер» и определены его признаки. В работе также уделяется внимание изучению зарубежного опыта создания кластерных объединений организаций в сфере АПК, представлено современное состояние процессов кластеризации данной отрасли в России, идентифицированы основные проблемы.


Выпуск № 9 (42), Сентябрь 2018 г., рубрика "Кооперация и интеграция в апк"

Состояние и институциональные аспекты развития кластеров в апк

ПРОНЯЕВА ЛЮДМИЛА, ПАВЛОВА АННА, РАГИМОВ ФАРХАД

Процессы кластеризации экономики в современных условиях являются новым форматом структуризации ее реального сектора. Кластеры создаются в последние годы в различных сферах экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе страны. Аграрные кластеры являются крупными производителями продовольствия. Так, объем отгруженной продукции участниками Пищевого кластера Республики Татарстан составил 31,7 млрд руб., Агропромышленного кластера Кемеровской области - 11,1 млрд руб., Агро-биотехнологического кластера Омской области - 8,3 млрд руб. Поддержка аграрных кластеров государством осуществляется в рамках программ Минэкономразвития России. Развитие кластеров необходимо рассматривать как важнейший элемент государственной политики. В настоящее время одной из важнейшей проблем в процессах кластеризации экономики является несовершенство нормативно-правой базы, являющейся барьером для создания и функционирования кластеров. В рамках решения данной проблемы для совершенствования государственного управления кластерной деятельности предложено структурировать нормативно-правые акты, с выделением уровней регулирования и типов нормативно-правовых актов. Авторами акцентируется внимание на важности принятия федерального закона, регулирующего процессы создания и функционирования кластеров в стране, предложены его структурные элементы, определяющие содержание закона. Стратегическое управление в кластерах должно основываться на разработанном методическом сопровождении развития данных интегрированных структур. Авторами предложен алгоритм разработки и реализации программы кластерного развития, включающий блоки: методическое сопровождение и обоснование программ развития, содержательная и организационная работа. На основе исследования практики формирования нормативно-методических документов, авторами предложены содержание и структурные элементы Стратегии развития кластера и Программы кластерного развития, которые могут быть использованы для формируемых и действующих аграрных кластеров.