ISSN 2077-3595

Фролова Елена Юрьевна (Frolova Elena Yurievna)

Организация: ВИАПИ имени А.А. Никонова - филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ

Другие сведения:


Выпуск № 6, Июнь 2020 г., рубрика "Интеграция и кооперация в апк"

Роль кооперации в производстве мясомолочной продукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах

БАШМАЧНИКОВ ВЛАДИМИР, ФРОЛОВА ЕЛЕНА

Актуальность исследования процессов трансформации личных подсобных хозяйств в товарное производство, обеспечивающее их владельцем занятость и получение дохода обусловлена негативными тенденциями, нарастающими в сельской местности России. Цель работы: анализ влияния трансформации мелких частных хозяйств в мини фермы и затем в фермерские хозяйства и строительства кооперативных систем на доходы семейных хозяйств на примере молочной и мясной отрасли. Были использованы материалы, полученные в ходе рабочих поездок и изучения В.Ф. Башмачниковым более 100 хозяйств разного масштаба и организационных форм в республике Татарстан и Ульяновской области в 2018-2019гг., данные о количестве скота, надоях, затратах и доходах в хозяйствах, данные о реализации программ господдержки в изучаемых регионах, данные Госкомстата, интернет ресурсов. Применялись анализ и обобщения, статистические и экономические методы исследования, сравнения и др. В ходе исследования были получены доказательства того, что мясной и молочный бизнес для личных подсобных и фермерских хозяйств в современных условиях может быть безубыточным; доходность семейного крестьянского бизнеса способна существенно увеличиваться в ходе его поэтапного развития; функции кооперативов, обеспечивающих сбыт или другие потребности, зависят от уровня развития хозяйств.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Российский рынок молочной продукции: основные категории продуктов и особенности потребления

РАУ ВЛАДИМИР, ФРОЛОВА ЕЛЕНА

Российский рынок молочной продукции находится в центре внимания как отечественных, таки зарубежных исследователей. В2014 г. европейские производители молочной продукции вынуждены были уйти с российского рынка с большими потерями, но интереса к нему они не потеряли. На текущий момент тенденции его развития отслеживаются зарубежными аналитиками в связи с тем, что Россия имеет потенциал для того, чтобы стать крупным экспортером молочной продукции. В их работах отмечается, что цель российского правительства и производителей молочной продукции заключается в том, чтобы стать полностью независимыми от импортных поставок. В целом в 2019 г. мировой молочный рынок имеет позитивные тенденции благодаря росту цен на сухие молочные продукты и сливочное масло. Среди основных тенденций развития рынка разных стран мира следует отметить рост популярности полезных белковых и ароматизированных молочных продуктов, а также продуктов с пониженным содержанием сахара. Растет спрос на молоко от других молочных животных(овечье, верблюжье, буйволиное). Но тенденции развития рынка молочной продукции России имеют довольно существенные отличия от общемировых. В России также, как и в развитых странах, увеличивается интерес к здоровым молочным продуктам, но на спрос негативно влияет низкий уровень доходов населения. Основным молочным продуктом для россиян является питьевое молоко, доля которого на протяжении нескольких лет составляет 50‰ в физическом измерении и около 30‰ в стоимостном выражении. За 2012-2017 гг. в себестоимости производства питьевого молока увеличилась доля затрат на продажи, при этом произошло снижение удельного веса затрат на производство и на сырье. Российский рынок молочной продукции может существенно вырасти в случае, если доходы россиян увеличатся.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Влияние дисбаланса интересов производителей сырья и переработчиков на развитие молочной промышленности россии

ФРОЛОВА ЕЛЕНА

На протяжении ряда лет развитие молочной подотрасли России сдерживается дисбалансом интересов производителей сырья и переработчиков. Каждый из участников молочного рынка стремится увеличить прибыль, но у переработчиков больше возможностей влиять на цены. Рынок готовой молочной продукции давно консолидирован и основные роли на нем принадлежат крупным компаниям, построившим заводы, рассчитанные на большие объемы переработки сырья. Для переработчиков главная цель состоит в получении максимальной прибыли, в том числе за счет дешевизны сырья. Как крупные производители, они заинтересованы в создании ферм индустриального типа, которые обеспечивают объемы закупаемого сырья. В отличие от рынка готовой продукции, рынок молока сырья в России не консолидирован. Мелкие производители сырья испытывают сложности с реализацией. Проблема объективно существующих противоречий интересов производителей сырья и переработчиков вынуждает государственные органы ряда стран с рыночной экономикой принимать меры, позволяющие регулировать внутренние объемы производства и цены, а также оказывать поддержку экспортным поставкам. Однако главная роль в разрешении противоречий принадлежит молочным кооперативам. Они создали вертикальные схемы производства, включающие переработку. Именно крупные молочные кооперативы стали ведущими мировыми производителями молочной продукции. В России дополнительным мощным фактором воздействия на сырьевые цены при производстве молочных продуктов является широкое применение удешевляющих технологий. На российский рынок молочной продукции также негативное влияние оказывает снижение спроса, которое связано с состоянием экономики в целом. Определяющим фактором роста или снижения спроса является доступность цены для массового покупателя. Особенно негативно влияет падение доходов населения на спрос на продукцию глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. В условиях России только государство может установить единые правила формирования ценового баланса, как главного инструмента регулирования интересов всех участников молочного рынка.


Выпуск № 10 (43), Октябрь 2018 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Структура российского рынка растительного масла: ведущие компании-производители

РАУ ВЛАДИМИР, ФРОЛОВА ЕЛЕНА

На мировом рынке растительных масел подсолнечное масло играет все более значительную роль, хотя его доля в стоимостном выражении пока не превышает 13‰. Основными странами производителями подсолнечного масла являются Россия и Украина. На текущий момент половина производимого в РФ подсолнечного масла потребляется внутри страны, но с каждым годом растет экспорт На рынке растительных масел России действуют крупные компании с высокой диверсификацией производства. Отличительной чертой крупнейших компаний является одновременное развитие ими экспорта производимого подсолнечного масла и импорта пальмового масла. В настоящий момент менее 10 компаний являются доминирующими на рынке нашей страны и их мощь растет Это не позволяет мелким и средним производителям растительного масла занять конкурентные позиции.


Выпуск № 7 (40), Июль 2018 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Анализ состояния рынка маслосемян подсолнечника и соевых бобов

РАУ ВЛАДИМИР, ФРОЛОВА ЕЛЕНА

На рынке маслосемян в России основную долю занимает подсолнечник. Такая доминирующая позиция объясняется историческими причинами, а также подходящими для его производства климатическим условиями. В повышении качественных характеристик подсолнечника большую роль сыграли российские ученые селекционеры. В целом в настоящее время сложилась удовлетворительная ситуация с производством маслосемян подсолнечника. Доля закупаемых за рубежом соевых бобов в настоящее время составляет 61‰по отношению к объемам переработки. Для эффективного развития российского масложирового комплекса необходимо преодолеть зависимость от иностранных поставщиков и расширить производство соевых бобов и продуктов их переработки.