ISSN 2077-3595

Быков Василий Геннадьевич (Bykov V.G.)

Организация: ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ

Другие сведения:


Выпуск № 6, Июнь 2020 г., рубрика "Управление в апк"

Формирование элементов стратегического управления в сфере размещения и специализации субъектов сельскохозяйственного бизнеса

СЕМКИН АЛЕКСАНДР, БЫКОВ ВАСИЛИЙ, АЛПАТОВ АНТОН

Рассматривая формирование элементов стратегического управления хозяйствующими субъектами в сфере размещения и специализации сельскохозяйственного бизнеса, в первую очередь определены основные проблемы, мешающие выполнению мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития до 2025 года на всех иерархических уровнях, а также проведена оценка состояния и представлены объективные характеристики существенных недостатков, влияющих на функционирование аграрного бизнеса и сельской экономики, сформулированы тенденции и перспективы их развития на муниципальном уровне. Определены принципы и обоснованы основные приоритеты стратегического формирования более эффективных направлений при реализации определенных стратегических возможностей в подотраслях сельскохозяйственного производства. Представлена схема стратегического планирования и управления сельскохозяйственной организацией при размещении и специализации аграрного производства, связанная с развитием объекта стратегического формирования на муниципальном уровне. Для совершенствования механизма территориально-отраслевого разделения труда, в том числе в сфере размещения и специализации, представлены стратегические элементы развития и управления сельскохозяйственными хозяйствующими субъектами аграрного производства. Определены организационно-экономические мероприятия, связанные с подготовкой и репродуктивностью трудовых ресурсов, которые будут способствовать формированию элементов стратегического управления сельскохозяйственными подотраслями.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Предпосылки и ключевые факторы роста территориального размещения и развития производства кукурузы в россии

БЫКОВ ВАСИЛИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР

Актуальность темы исследования заключается в выявлении и обобщении основных предпосылок и ключевых факторов, которые свидетельствуют об экономической целесообразности дальнейшего наращивания производства зерна кукурузы в России, в том числе за счет роста территориального размещения посевов, улучшения отечественного семеноводства, специализации хозяйств и других мер. Центральное место в статье отведено вопросам роста размещения посевов кукурузы на зерно в новых регионах страны, в частности, в Крыму, наращиванию валовых сборов зерна на Дальнем Востоке, в Татарстане и в других регионах, культивирующих эту ценную культуру. Актуализирована проблема отечественного развития семеноводства по производству раннеспелых засухо- и морозоустойчивых семян и гибридов кукурузы и снижения до минимума их зарубежных закупок. Целью исследования являлось осуществление анализа современного состояния размещения посевов кукурузы на зерно в нашей стране, достигнутых урожайности и валовых сборов в динамике за ряд лет и подготовка предложений на ближайшую перспективу по их дальнейшему развитию, что составляет основные результаты данной работы. Ключевой вывод работы – в России имеются все необходимые предпосылки, учитывая высокую урожайность кукурузы на зерно и силос, ее рентабельность (при урожае 50 ц/га – 65‰, а при 80 ц/га – не менее 130‰), необходимость обеспечения полноценными кормами развивающихся животноводства и птицеводства, увеличивать экспортный зерновой потенциал, целенаправленно наращивать территориальное размещение посевов кукурузы в новых регионах страны, или их долю в общих посевах зерновых и зернобобовых культур.


Выпуск № 1 (46), Январь 2019 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Использование средств цифровизации местными органами самоуправления в зарубежном сельском хозяйстве

БЫКОВ ВАСИЛИЙ, СЕМКИН АЛЕКСАНДР

Минсельхозу России и органам управления всех иерархических уровней предстоит большая работа в связи с утверждением государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2035 года, и завершением разработки в 2018 г. отраслевой подпрограммы «Цифровое сельское хозяйство» по созданию новых систем управления, цель которых переход от управления «в режиме пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков, что позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов, создать условия для снижения себестоимости сельхозпродукции [1]. Следует отметить, что текущий уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства вызывает серьезную озабоченность из-за отсутствия достаточного количества ИТ-специалистов, недостатка научно-практических знаний по инновационным агротехнологиям и методологии, отсутствия глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию на мировом рынке, неразвитости логистики и другим причинам. В настоящее время лишь небольшое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают необходимыми финансовыми ресурсами для закупки новой техники, использования ИТ-технологий и управленческих платформ. В 2017 г., по данным Росстата, инвестиции в ИТ-технологии в нашей стране составили 0,85 млрд руб. или 0,2‰ от суммы инвестиций во всех отраслях России [14]. Актуальность данного исследования зарубежного опыта использования средств цифровизации местными органами самоуправления на муниципальном уровне и в фермерских хозяйствах обусловлена возможностью адаптации некоторых его элементов к российским условиям, что будет способствовать ускорению выполнения государственной и отраслевой программ по цифровой экономике. Анализ состояния местных органов самоуправления в сельском хозяйстве США, Китая, Франции, Германии и других стран и их подходов при внедрении и использовании средств цифровой экономики в аграрном производстве являлся основной целью данной работы. При изложении результатов исследования использовался экономико-статистический анализ совокупности показателей, характеризующих наличие элементов цифровизации в управленческой деятельности органов самоуправления сельхозпроизводством за рубежом.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Зарубежный опыт использования средств цифровой экономики местными органами самоуправления в аграрном секторе

БЫКОВ ВАСИЛИЙ

В связи с утверждением государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2035 года, и завершением разработки в 2018 г. отраслевой подпрограммы «Цифровое сельское хозяйство», Минсельхозу России и органам управления всех иерархических уровней предстоит большая работа по созданию новых систем управления, цель которых переход от управления «в режиме пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков, что позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов, создать условия для снижения себестоимости сельхозпродукции за счет цифровых бизнес-проектов в хозяйствах, обеспечить прозрачность рынков для потребителей [1]. Вместе с тем, текущий уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства вызывает серьезную озабоченность из-за отсутствия достаточного количества ИТ-специалистов, недостатка научно-практических знаний по инновационным агротехнологиям и методологии, отсутствия глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию на мировом рынке, неразвитости логистики и другим причинам. Лишь небольшое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают необходимыми финансовыми ресурсами для закупки новой техники, использования ИТ-технологий и управленческих платформ. По данным Росстата, в 2017 г. инвестиции в ИТ-технологии в нашей стране составили 0,85 млрд руб. или 0,2 ‰ от суммы инвестиций во всех отраслях России [15]. Актуальность исследования зарубежного опыта использования местными органами самоуправления (на муниципальном уровне и в фермерских хозяйствах) обусловлена возможностью адаптации некоторых его элементов к российским условиям, что будет способствовать ускорению выполнения государственной и отраслевой программ по цифровой экономике. Целью работы является анализ состояния местных органов самоуправления аграрными секторами США, Китая, Франции, Германиии других стран и их подходов при внедрении и использовании средств цифровой экономики в аграрном производстве. При изложении результатов исследования использовался метод экономико-статистического анализа совокупности показателей наличия и цифровизации управленческой деятельности органов самоуправления за рубежом.


Выпуск № 3 (36), Март 2018 г., рубрика "Управление апк"

Совершенствование функционирования муниципального апк на основе развития закономерностей, принципов и методов управления

СЕМКИН АЛЕКСАНДР, БЫКОВ ВАСИЛИЙ, ЗАКАРЧЕВСКИЙ ОЛЕГ

В данной статье уточнен и дополнен понятийный аппарат таких научных определений как «закон» и «закономерности», а также обоснован термин «системы управления в сфере муниципального АПК» и показаны направления по развитию взаимодействия государственного, хозяйственно-экономического управления на основе использования закономерностей в системе управления муниципальным АПК. Определены принципы и правила формирования и функционирования системы управления на муниципальном уровне, а также предложены основные экономические и административные методы, которые будут способствовать совершенствованию органов государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления, а также реализации внутренних резервов подотрасли и системы управления экономикой муниципального АПК.


Выпуск № 1 (34), Январь 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Развитие производства и реализации зерна кукурузы в странах постсоветского пространства

БЫКОВ ГЕННАДИЙ, БЫКОВ ВАСИЛИЙ, НОВОСЕЛОВ МАКСИМ

Актуальность данного исследования заключается в выявлении современного состояния и предпосылок наращивания производства зерна кукурузы - этой ценной пищевой, кормовой и технической культуры в странах постсоветского пространства (СНГ), учитывая повышенный в нем спрос с необходимостью развития птицеводства и животноводства и обеспечения потребности стран-импортеров на мировом рынке зерна. Зерно кукурузы в последние годы и в перспективе сохраняет свою коммерческую привлекательность, а волатильность цен на него минимальная. Вместе с тем, при развитии производства зерновой кукурузы в странах СНГ целесообразно сбалансировать объемы их валовых сборов и не допускать острой межстрановой конкуренции при реализации излишков зерна на мировом рынке, особенно в странах-экспортерах Черноморского региона - России, Украины и Казахстана. Цель исследования: на основе анализа современного состояния производства и реализации зерна кукурузы в 11 странах СНГ, подписавших в 1991 г. в Алма-ате декларацию о взаимном сотрудничестве, выявить в них потенциальные возможности в наращивании валовых сборов и экспорта зерна этой культуры, в том числе за счет сохранения государственной поддержки. Основными результатами исследования являются данные анализа современной ситуации с производством зерна кукурузы в странах СНГ и определение прогнозных показателей валовых его сборов на период до 2020 и 2050 годов.