ISSN 2077-3595

Захарченко Елена Николаевна (Zakharchenko Elena Nikolaevna)

Организация: ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ

Другие сведения:


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Производство рыбной продукции и водных биоресурсов в современной россии

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Россия имеет природную базу для успешного развития рыболовства и рыбоводства, окружена морями и океанами и обладает значительными внутренними водоемами. При этом продукция рыболовства и аквакультуры в рационе россиян занимает недостаточное место. Поставленная авторами цель – рассмотреть тенденции производства рыбной продукции и водных биоресурсов в России и в мире, была решена с использованием классических методов исследования: анализ, сравнение, индукция, дедукция, абстрактно-логический и монографический. Изучив отчеты различных отечественных и международных организаций, проанализировав статистические данные сборников Федеральной службы государственной статистики, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и др. авторы пришли к следующим выводам: на современном этапе отечественный рыбохозяйственный комплекс находится в стадии развития, наметились некоторые положительные тенденции, однако проблемы отрасли носят комплексный характер. Выделены основные проблемы развития отрасли: низкая конкурентоспособность продукции, низкая эффективность использования водных биологических ресурсов, ограничение доступа к финансовым инструментам, невозможность привлечения долгосрочного финансирования на приемлемых условиях, недофинансирование науки и др. Как следствие, снижается количество организаций, занимающихся рыболовством и рыбоводством, падает численность занятых в отрасли, не хватает судов, оснащенных современными средствами лова и перерабатывающими рыбу в море и т.д. Для достижения плановых показателей Доктрины продовольственной безопасности необходимо совершенствовать механизм развития отрасли в целом и, в частности, производства рыбной продукции и водных биоресурсов: создать отечественный морской и рыбный фонд, оказывать более существенную господдержку рыбной отрасли, ускорить темпы развития инфраструктурных элементов рынка по всей территории страны для стабильного снабжения населения рыбной продукцией.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мера повышения энергетической эффективности в процессах производства агропромышленной продукции

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, ОСИПОВ АНДРЕЙ, ХАШИР БЕЛЛА, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Исследование посвящено государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мере повышения энергетической эффективности в процессах производства агро-продовольственной продукции в России. Рассмотрены ранее действовавшие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам и субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно -климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональный опыт государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России, Росстата, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России», Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 г., Всероссийского агрономического и агроинженерного совещания и парламентских слушаний на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», прошедших в 2019 г.; XXIX съезда АККОР.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Материально-техническая база апк"

Государственная поддержка перехода сельхозмашин на газомотрное топливо как одного из направлений повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, НОВОСЕЛОВ ЭДУАРД, ЗАКАРЧЕВСКИЙ ОЛЕГ, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Исследование посвящено государственной поддержке перехода сельхозмашин на газомоторное топливо как одного из направлений повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции в России. Рассмотрены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по инвестиционному кредиту и приобретение через механизм федерального лизинга машин, работающих на компримированном природном газе; вопросы развития рынка газомоторного топлива для сельхозтоваропроизводителей; региональный опыт перехода сельхозтехники на газомоторное топливо. Представлены данные о результатах перехода на компримированный природный и сжиженный углеводородный газ сельхозтехники на данный период времени. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», АО «Росагролизинг», Ассоциации «Росспецмаш», ТАСС, ЗАО Крестьянские ведомости.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Вопросы методологии экономических исследований"

Социально-экономические аспекты мониторинга рынка продукции органического сельского хозяйства

СИЛКО ЕЛЕНА, СЕДОВА НАТАЛЬЯ, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

В статье рассматриваются основные направления развития социально-экономического мониторинга рынка продукции органического сельского хозяйства. Особое внимание при этом уделено информации и методологии анализа развития социально-экономических процессов и явлений, их измерения, экономико-статистического анализа, моделирования и прогнозирования системы статистических наблюдений и обработки данных.


Выпуск № 2 (35), Февраль 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Развитие органического сельского хозяйства в дании

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Мировое органическое сельское хозяйство быстро развивается. В России этот сектор только формируется, но Россия уже является частью мирового рынка органической продукции. Однако местный рынок стал развиваться, по сравнению с ведущими в этой области зарубежными странами, значительно позже, а имеющийся агроклиматический, земельный и интеллектуальный потенциал используется весьма ограничено. Опыт Дании показывает, что, начавшись как движение производства качественных продуктов, органическое сельское хозяйство превратилось в крупный сектор экономики страны. В статье дана периодичность развития датского органического производства, рассмотрены программы поддержки, действующее законодательство, роль кооперации в товаропроводящей цепи органических продуктов питания. Об эффективности выбранной политики говорят следующие факты: в мировом рейтинге Дания занимает второе место по потреблению органических продуктов питания на душу населения и первое - по доле рынка органических продуктов питания в розничной торговле. Опыт Дании будет полезен для России, так как показывает, что взаимодействие неправительственных организаций, государственных органов, заинтересованных производителей и потребителей может вызвать развитие рынка органических продуктов. Поэтому опыт Дании интересен для России, а результаты исследования будут способствовать формированию и развитию конкурентного отечественного рынка органической продукции.