ISSN 2077-3595

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК


Выпуск: № 6, дата публикации: Июнь 2021 г.
Номер статьи: 1, страницы: 3-13

УДК 631.11

doi: 10.33938/216-3

АДУКОВ РУХМАН

СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ С НИЗКОЙ ПЛОТНОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ: РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ ВНЕШНИХ УГРОЗ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ОГОЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, POPULATION DENSITY, EXTERNAL THREATS, AGRICULTURE, CONSUMER COOPERATION, AGRICULTURAL PRODUCTION UNDER CONTRACTUAL AGREEMENTS, GOVERNMENT PROCUREMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTS, FOOD MAP, AGRICULTURAL POLICY, EXPOSURE OF RURAL AREAS, ПОЛИТИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ПО ДОГОВОРАМ КОНТРАКТАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КАРТА, АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА, SPATIAL DEVELOPMENT POLICY

АННОТАЦИЯ:

В статье отмечается, что Россия относится к числу стран с минимальной плотностью населения. Особенно это кается сельских территорий Дальневосточного, Сибирского, Уральского и Северо-Западного федеральных округов, где на 1 кв. км приходится в среднем от 0,3 человек до 1,2 человек, тогда как в целом по России – 2,2 человек. Меры, принимаемые по реализации Стратегии пространственного развития России, пока не дают желаемого результата, в связи, с чем отток сельских жителей в города не прекращается. В результате, наряду с экономической отдачей сельских территорий, продолжает снижаться потенциал «охранных функций» сельского населения. Оголение огромных массивов сельской местности, наблюдаемое в последние годы, вкупе с кризисными явлениями в экономике усиливает внешние угрозы для России, так как могут спровоцировать территориальные претензии. Чтобы избежать их, рекомендуется предпринять действия, направленные на повышение привлекательности сельских территорий с наиболее низкой плотностью населения для работы и проживания граждан страны. Предпочтительным способом решения данной проблемы является ставка на развитие сельского хозяйства как отрасли, позволяющей обеспечить контроль за большими площадями сельских территорий. Для этого необходимо создать соответствующую производственную и социальную инфраструктуру, разработать продовольственную карту России в разрезе регионов и муниципальных районов, улучшить систему отношений «государство–сельскохозяйственные товаропроизводители», наладить потребительскую кооперацию на селе и производство сельскохозяйственной продукции по договорам контрактации, решить ряд других экономических и социальных проблем. Осуществление перечисленных мер потребует значительных инвестиций, прежде всего, государственных.

АВТОР:

Адуков Рухман Хасаинович



Размер файла: 1.512 Мб., формат: *.pdf


ENGLISH:

ADUKOV R.H.

LOW DENSITY RURAL AREAS: THE ROLE AND FEATURES OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT IN PURPOSE TO REDUCE EXTERNAL THREATS

The article notes that Russia is one of the countries with the lowest population density. This is especially true of the rural areas of the Far Eastern, Siberian, Ural and Northwestern Federal Districts, where 1 sq. km accounts for an average of 0.3 people to 1.2 people, while in Russia as a whole – 2.2 people. The measures taken to implement the Strategy for the Spatial Development of Russia have not yet yielded the desired result, and therefore the outflow of rural residents to the cities does not stop. As a result, along with the economic return of rural areas, the potential of the “protective functions” of the rural population continues to decline. The exposure of vast tracts of rural areas, observed in recent years, coupled with the crisis in the economy, increases external threats to Russia, since they can provoke territorial claims. To avoid them, it is recommended to take actions aimed at increasing the attractiveness of rural areas with the lowest population density for work and residence of citizens of the country. The preferred way to solve this problem is to rely on the development of agriculture as an industry that allows control over large areas of rural areas. To do this, it is necessary to create an appropriate industrial and social infrastructure, develop a food map of Russia in the context of regions and municipal districts, improve the system of relations between the state and agricultural producers, establish consumer cooperation in rural areas and produce agricultural products under contractual agreements, solve a number of other economic and social problems. The implementation of these measures will require significant investments, primarily state ones.