ISSN 2077-3595

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВОЙ ОПЫТ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Выпуск: № 12, дата публикации: Декабрь 2020 г.
Номер статьи: 1, страницы: 3-12

УДК 339.564:637.5

doi: 10.33938/2012-3

БОРОДИН КОНСТАНТИН

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА МЯСА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ЭКСПОРТ, PRICE COMPETITIVENESS, DEVELOPMENT FACTORS, MEAT MARKET, EXPORT, ГРАВИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ, РЫНОК МЯСА, GRAVITY MODEL

АННОТАЦИЯ:

Рынок мяса является одним из наиболее крупных сегментов рынка продовольственных товаров как по емкости, так и по числу участников В условиях насыщения внутреннего спроса отечественные производители рассматривают экспорт мяса как перспективное направление своей деятельности. В этой связи целью работы является анализ основных тенденций и факторов развития отечественного экспорта мяса. Для достижения цели использованы методы экономического анализа, эконометрического моделирования, метод экспертных оценок. Результаты исследования показали, что санкции и продовольственное эмбарго стимулировали экспорт, вместе c тем, обозначились сложности с поставками зарубежного ресурсного обеспечения. Поставки российской продукции могут быть востребованы на быстро растущих рынках Азии, главным образом, в Китае – крупнейшем рынке мяса в мире. В работе выполнен сравнительный анализ ценовой конкурентоспособности отечественной продукции. Одним из распространенных подходов к оценке влияния факторов на развитие экспорта является гравитационная модель. Результаты моделирования показали, что с увеличением расстояния между торговыми партнерами растет экспорт, поскольку основные поставки продукции осуществляются в более отдаленные от российской столицы страны Азии. Величина тарифа в стране-импортере и обменный курс рубля имеют низкую значимость. Наличие общей границы между торговыми партнерами оказывает положительное влияние на развитие экспорта, в то время как. общий не столь важен для развития экспорта. Важную роль в развитии экспорта играет региональная интеграция (СНГ и ЕАЭС). Оценка влияния санкций весьма существенна и положительна, что объясняется тем, что предпочтения производителей в условиях резкого обесценения курса рубля были в большей степени связаны с экспортом.

АВТОР:

Бородин Константин Григорьевич



Размер файла: 1.218 Мб., формат: *.pdf


ENGLISH:

Borodin K.G.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN MEAT EXPORT

The meat market is one of the largest segments of the food market, both in terms of capacity and the number of participants. In conditions of saturation of domestic demand, domestic producers consider meat export as a promising direction of their activities. In this regard, the purpose of the work is to analyze the main trends and factors in the development of domestic meat exports. To achieve the goal, methods of economic analysis, econometric modeling, and the method of expert assessments were used. The results of the study showed that sanctions and the food embargo stimulated exports, at the same time, difficulties emerged with the supply of foreign resources. The supply of Russian products may be in demand in the rapidly growing Asian markets, mainly in China, the largest meat market in the world. The paper presents a comparative analysis of the price competitiveness of domestic products. One of the approaches to assessing the influence of factors on the development of exports is the gravity model. The simulation results showed that with an increase in the distance between trading partners, exports grow, since the main deliveries of products are made to Asian countries farther from the Russian capital. The value of the tariff in the importing country and the ruble exchange rate are of low importance. The presence of a common border between trading partners has a positive impact on the development of exports, while, a common language is not so important for export development. Regional integration (CIS and EAEU) plays an important role in the development of exports. The assessment of the impact of the sanctions is very significant and positive, which is explained by the fact that the preferences of manufacturers in the context of a sharp depreciation of the ruble were more related to exports.